Идиоты: в поисках себя



В 1998 году в прокат вышел фильм «Идиоты», созданный датским кинорежиссером Ларсом фон Триером. Позже по мотивам картины драматург Валерий Печейкин написал одноименную пьесу. Именно по ней в 2013 году Кирилл Серебренников поставил свой спектакль – глубокий, пронизывающий. 


«Идиоты» - это не театр абсурда, как посчитали некоторые ушедшие из зала зрители. Это очередная попытка режиссера показать правду жизни. Найти в себе внутреннего идиота – значит, отказаться от стереотипов и условностей, обнаружить свою сущность. Здесь ничто не лежит на поверхности – режиссер заставляет зрителя читать между строк. А что читать? Себя настоящих. Таких, какими мы себе не позволяем быть. 


Это настоящее чудо – встретить того, кто не лжет. Именно так считают герои, которые и сами стараются стать лучше. Они перестают бояться своих проявлений. Возможно, именно поэтому так легко расстаются с одеждой и остаются абсолютно голыми. Ведь стыдиться своего тела – это тоже стереотип, к которому нас приучили с детства. Поэтому раздевались все: и женщины, и мужчины. Большую  неловкость испытывали даже не актеры, а зрители, не привыкшие к такому откровению, но уже готовые принимать его за норму.



Не обошлось и без сарказма. Высмеянный Кремль, Большой театр, церковь, министерство культуры, развевающийся российский флаг и человек по имени Владимир Владимирович, который придумывает законы – всё это явный намек на причастность к оппозиции. Надо заметить, что Серебренников высказывается против коллекционирования медийных лиц в театре. Они, считает режиссер, «перестают слышать и видеть своих коллег, начинают люто ненавидеть славу и «медийность» друг друга». Возможно. Но в Гоголь-центре все было как-то иначе. На сцене с молодыми актерами играла великолепная Оксана Фандера. Не переигрывала, не пыталась показать «кто тут главный», а играла наравне. Впрочем, здесь были свои нюансы: иногда кинематограф навешивает на актера не ярлыки даже, а манеру исполнения. Эта одинаковость – как торжественный фрак: сам по себе он красив, но не везде уместен. Так вот, в этом спектакле Фандера была Машей из фильма «Красный жемчуг любви». Великолепной, трогательной,  но Машей.


Спектакль Серебренникова – это маленькая революция. Ее можно сравнить с тем, когда в Советском Союзе появились кока-кола, джинсы и гамбургеры – люди почувствовали свободу и кинулись ей на встречу. После «Идиотов» тоже хочется перестать быть рабом и выйти за рамки привычного. Только важно сделать это очень правильно. Важно, как говорят герои, после всего этого как-то смотреть остальным людям в глаза.  


На протяжении всего спектакля герои изображали инвалидов. Но их искусную игру затмили те, кому не надо было притворяться. Актеры московского «Театра Простодушных», страдающие  синдромом Дауна, появились на сцене в последние минуты спектакля. Искренние, слегка наивные, похожие на детей – своим неожиданным выходом заставили зал рыдать. Смотря на них, становилось понятно, для чего ты вообще сидел тут все эти три часа. 



После всего увиденного на ум приходят строки из книги «Трансформация» Люка Рейнхарда: «Сойди с ума, Барбара! Ты думаешь штампами и позволяешь другим людям диктовать реальность, тогда как ты создаешь ее сама!». Действительно, мы сами создаем мир вокруг себя. И, наверное, чтобы в нем выжить, нам всем надо немного сойти с ума. 




25.10.2013


Ольга Абакумова


Материал опубликован на портале Musecube