Автор - Екатерина Пермякова

Фото -  пресс-служба Театра Наций



Питер и его живые картины 


Спектакль идет один час двадцать минут, и в течение этого времени четко осознаешь, что ты – зритель в зале, а на сцене – просто история, которую приготовил для тебя режиссер. Документальная сказка о блокадном Ленинграде. Ты наблюдаешь, оцениваешь, анализируешь, но не вникаешь в нее сердцем. «Война – это страшно…», «Как же им тяжело было любить в таких адских физических условиях?», «Как это вообще, не есть такое количество дней?», «А как целоваться, когда тело в таком состоянии?». Банальные мысли и обывательские, поверхностные вопросы проносятся в голове. Эти мысли и вопросы – они о чем-то таком далеком, непонятном, как будто фантастическом. О том, что невозможно представить в тот момент, когда вокруг тебя открывается совсем другая реальность – калейдоскоп возможностей и удовольствий. И ты знаешь, что закончатся эти час двадцать минут, ты выйдешь из театра, скинешь грузную атмосферу спектакля, а затем окунёшься в привычную комфортную, мирную бытовую жизнь. Ты не вникаешь весь целиком в эту страшную действительность, потому что мозг просто не может принять ее как что-то реальное! И тут, в конце спектакля, на экране появляются фотографии двух людей – двух реальных людей, прошедших войну и блокаду – Антонины Извергиной и Моисея Ваксера. И несмотря на преграды в голове, душа проносится через всю их историю и замирает перед принятием и совершенно другим осознанием этих фактов. Перед оглушающим ощущением того настоящего ада, который прошли эти, такие же как и ты, живые, невыдуманные люди.  



Да, в центре событий сюжета они – Тотя и Муся, два талантливых человека, две красивых и светлых души. Два тела, которые помнят комфорт, счастье, радость от бытовых человеческих условий и мирной жизни. А теперь они узнали кровавый понос, голод, вши, ужас, грязь… Теперь они столкнулись с совсем другим искусством и взглядом на него. И все равно между ними любовь. Любовь и творчество. Их души как будто существуют вне этого физического мрака. По крайней мере, так хочется думать, в это хочется верить. Режиссер спектакля Виктор Алферов и автор пьесы Полина Барскова – очень гармоничный тандем документалистики и творчества. Такой натуралистичный в своем пересказывании ужасов войны, и такой творческий, живой в актерско-режиссерском воплощении. Он такой же, как дуэт Тоти и Муси – страшная неприглядность войны и человеческих тел и при этом безостановочное стремление души к свету. 


Эта рецензия долго не могла родиться и родилась со слезами сегодня, 3 апреля 2017 года. В день, когда в метро того самого блокадного Ленинграда, а ныне Санкт-Петербурга, произошел чудовищный теракт, ворвавшийся в стабильный, реальный мир таких же как мы с вами людей. Людей, просто ехавших с работы домой. 




Автор - Екатерина Пермякова