Автор - Екатерина Пермякова

Фото -  Театр Студия



Зритель простит все, если театр – живой


Театральная жизнь Москвы невероятно многогранна. В один вечер ты можешь скучать, глядя на маститых актеров на лучших сценах города, а в другой – сдерживать слезы в маленьком зале, арендованном труппой молодых актеров для того, чтобы подарить своему зрителю очередное творение. И пусть в первом случае к игре опытных артистов невозможно придраться, второй случай, несмотря на нарушения в технике, задевает за живое. Поэтому я попробовала написать эту рецензию не головой, а именно сердцем. 



Неожиданно трогательным за душу спектаклем стала для меня постановка Алексея Доронина и его ТЕАТРа «СТУДИЯ. Project» по пьесе А. Галина «Звезды на утреннем небе». Неожиданно трогательным, потому что во время первого акта я была очень далека от появления того самого комка в горле, который подкатил перед занавесом. 


В спектакле рассказывается о том, как ссылали за 101 километр всех «неугодных», когда этого «требовали обстоятельства». Хотя нет, все-таки о том, как могут жить, верить и мечтать выброшенные с торжества жизни люди. Причем делать это все в унылых, убогих и страшных декорациях, в то время как где-то там, в центре Москвы по-прежнему происходит красивая, яркая жизнь, на которой им никогда не будет места. Спустя 80 с лишним лет драматург Александр Галин в современных для себя реалиях донес ту же проблематику, о которой говорил в пьесе «На дне» Максим Горький. Спустя еще несколько лет Алексей Доронин снова зачем-то рассказывает нам о судьбах «лишних людей». Так зачем же? Ведь 101 километра больше нет, а «бомжей» в Москве мы видим каждый день, и вряд ли они ведут философские беседы о жизни. А вот затем, что души испокон веков рождаются из одного и того же света, но только в слишком уж разных материальных реалиях. Рождаются и проходят урок – не потерять свой духовный свет в грубой материальной темноте. Поэтому мы по-прежнему не можем отрицать того, что есть они и всегда будут, эти оказавшиеся на обочине жизни люди. Люди, которые выживают, глядя как мимо идет кортеж чьей-то праздничной жизни. 



Это об актуальности и философии, а теперь об игре и режиссуре. Удивительно, что несмотря на «чернушность» пьесы, ее постановка получилась очень трепетной. Милыми получились и герои: сумасшедший Сашенька и проститутка Лоран, спившаяся Анна и циничная Валентина, потерянный Коля и наивная Маша. Даже персонажа Клару, несмотря на ее «отрицательность», становится жалко. Сам Алексей Доронин не только поставил «Звезды на утреннем небе», но и убедительно и трогательно сыграл одного из выселенных – психа Александра. От его нелепого, жалкого и вместе с тем совершенно обаятельного персонажа невозможно было отвести глаз. И, кстати, несмотря на «разницу актерского потенциала» во всех героях, в большей или меньшей степени, промелькнула судьба и своя внутренняя боль. Боль от того, что «Звёзды на утреннем небе» – это не о спортсменах тогдашней Олимпиады, не о знаменитостях, за жизнью которых мы следим и сейчас. Это о тех самых, не ставших успешными, яркими, талантливыми, но зачем-то пришедшими на эту планету душах, которые не угасают, несмотря на полную тьму вокруг них. 



И можно говорить о том, что реалии пьесы были актуальны 30 лет назад, и что злоба того дня не может трогать сегодня. Можно долго выискивать следы непрофессионализма молодого театра. Но зачем? Ведь если трогает, значит все правильно? Лично я не пожалела, что посмотрела спектакль и ощутила эту пронзительную тоску. И в очередной раз вспомнила, что все-таки главная цель искусства не в том, чтобы морализировать или демонстрировать технику, а в том, чтобы оставаться живым и дарить это ощущение зрителю.





Екатерина Пермякова

15 февраля 2017 г.