Константин Бронзит: «Важен путь, а не результат»


В Новой Москве состоялся показ мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица». Одного из персонажей этой картины озвучивал Константин Бронзит – аниматор, режиссер, двукратный номинант на премию «Оскар», член американской киноакадемии «Оскар», лауреат Премии Президента РФ. В интервью Константин рассказал о своей профессии, работе за кадром и о детях, взрослеющих душой.


18 февраля 2016 года. Сан-Франциско, США. Константин Бронзит во время прогулки по городу



Константин Эдуардович, после окончания школы вы пошли работать художником-мультипликатором. Сейчас вам 51 год и вы по-прежнему развиваетесь в этом направлении. Как вам удалось осознать свое предназначение в столь юном возрасте? 


Я не выбирал профессию. Мне просто повезло – меня назначили откуда-то сверху.


В одном из своих интервью вы так отзываетесь о создании картины: «Внутри начинает что-то оживать. В буквальном смысле – эмбрион, он живой, он начинает расшевеливать твою душу, не дает покоя. И тогда ты понимаешь: путь один – разродиться фильмом». Каждая ваша работа – это действительно живой организм? 


Я не понимаю, как к этому можно относится иначе. Хотя у творчества, конечно, два пути: либо это забава, либо преодоление. У меня второе – всегда интересно брать новые высоты. Задачи должны становиться всё сложнее и сложнее, а для их решения необходимо сверхусилие, без него ничего не получится. Это сверхусилие и есть преодоление. 


Вы дважды были номинированы на «Оскар». Номинация, как и награда, – это «отпечаток» на всю жизнь. Для вас она была важна?  


Да, важна. Увы, это почти как в спорте: зачем идти соревноваться, если тебе не нужна медаль? И мне это в себе не нравится, это как раз тот момент, который я пытаюсь преодолеть и пойти дальше. В природе нашей профессии заложен чрезмерный разворот на результативность – это неправильно, ибо важен путь, а не результат. 


Вы очень часто употребляете слово «преодоление»… 


Дело в том, что по жизни я привык работать, а значит преодолевать. Как сказал один из крупнейших кинематографистов Роман Полански: «Когда режиссер задумывает и начинает снимать свой фильм – весь мир против него...».


О чем вы думали, когда находились в голливудском зале и ждали, кому достанется Оскар?


Ни о чем не думал. Там это невозможно – уж слишком волнительный момент! 


В 2015 году вы стали лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Творить для детей – это значит и самому в душе оставаться ребенком?  


Я никогда не ставил себе целью творить специально для детей и юношества. Вообще, я не понимаю этой известной "присказки". Творчество – не люблю этого слова – акт болезненный. Посмотрите на детей, которые, играя, творят – там ведь все предельно серьезно. Это настоящая война с материалом! Если у ребенка не получается какой-то пустяк, он может расплакаться настоящими горючими слезами! То есть речь не о взрослых, которые в душе дети, а о детях, взрослеющих душой. 


Луи Армстронг однажды заметил: «Музыканты не выходят на пенсию; они заканчиваются, когда в них исчезает музыка». Можно ли то же самое сказать о режиссерах?


Нет. Я бы вообще рекомендовал нам, режиссерам, заканчивать свою карьеру годам к 65. Кстати, в большей степени это относится к режиссерам игрового кино. Иначе эта профессия, как правило, начинает всё больше подчеркивать наш амбициозный инфантилизм. И не надо сейчас вспоминать исключения типа Куросавы или Германа. Для них кино не было забавой, а было, как говорил Тарковский, чем-то вроде морального поступка. Для большинства же современных режиссеров кино – это дорогая любимая игрушка. Они знают, что если повезет, то это будет очень короткий и простой путь выпятить себя, причем за чужой счет. И нужно суметь однажды повзрослеть, чтобы перестать покупаться на этот серьезный манок. Про себя я давно всю нашу режиссерскую братию называю шушерой. У большинства режиссеров на лице написано, в какой зоне комфорта они находятся, как им там хорошо, и как они этим дорожат, потому что это позволяет им бесконечно играть в эту повторяющую саму себя игру под названием кино. 


Часто ли вы бываете в Москве? 


В Москву приезжаю не часто. Когда-то моим любимым местом была, естественно, анимационная студия "Пилот", но теперь нет и этого…


Какой цвет у вас как Художника ассоциируется с Москвой? 


Вот о родном Питере на этот вопрос мне было бы ответить легко: он всегда для меня серый, почти свинцовый – здесь вечный дождь. А Москва... Наверное, она для меня пестрая, как гигантский сувенир.



Беседовала Ольга Абакумова




Фотограф Андрей Гашев


Константин Эдуардович Бронзит родился в Ленинграде 12 апреля 1965 года. Окончил среднюю школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Сразу после школы начал работать художником-мультипликатором в студии «Леннаучфильм», где создал свой первый мультфильм «Карусель». Был дважды номинирован на премию «Оскар»: в 2009 году за мультфильм «Уборная история — любовная история», в 2016 году за мультфильм «Мы не можем жить без космоса». В 2015 году стал лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Также Константин Эдуардович является номинантом на премию «Сезар», победителем фестиваля «Окно в Европу», лауреатом различных престижных премий, среди которых «Золотой Орел» и «Ника».  





Фотографии из личного архива Константина Бронзита


Материал опубликован в еженедельнике «Новые Округа» («Вечерняя Москва»)

9 декабря 2016 г.