Рождественские встречи Веры Полозковой


7 января в клубе China-Town состоялся акустический концерт

 Веры Полозковой и Band. Последний накануне долгого молчания



В свои 26 лет она  выпустила 2 книги стихов ("Непоэмание" и "Фотосинтез"), готовит к печати третью книгу, воплотила в жизнь 3 спектакля ("Общество" в Театре.doc, "Стихи о любви" в "Практике", "Избранные" в "Политеатре"), записала 3 пластинки ("Фотосинтез" + двойной альбом "Знак равенства"/"Знак неравенства") и вот уже 10 лет ведет блог в ЖЖ, за её плечами – многочисленные телерадиоэфиры, интервью и гастрольные концерты.


   


Совсем недавно я побывала на поэтических чтениях в ГИТИСе. В блоке «Современные поэты» студенты читали стихи Веры Полозковой, что еще раз подтверждает - она востребована, любима и по-прежнему актуальна.


Надо заметить, что чтение стихов под музыку – отнюдь не новшество. Жанр был изобретен около 50 лет назад, и по словам самой Веры, яркая его представительница - американская певица и поэтесса Патти Смит. Однако именно Полозкова вдохнула в жанр новую жизнь, сделала его привычным для слуха и восприятия.




Этот рождественский вечер был посвящен, в основном, старым текстам, многие из которых никогда не были представлены публике. В ранних стихах Веры чувствуется некий надрыв: попытка понять мироустройство, договориться с собой,  высказать наболевшее, доказать значимость, оставаясь, при этом, верной своим внутренним заповедям.


То, к чему труднее всего привыкнуть - я одна, как смертник или рыбак.

Я однее тех, кто лежит, застигнут холодом на улице: я слабак.

Я однее всех пьяниц и всех собак.

Ты умеешь так безнадежно хмыкнуть, что, похоже, дело мое табак.


За последние несколько лет Полозкова, безусловно, выросла. Её тексты стали старше и глубже.  По словам самой поэтессы, людям, которые ждут от неё какого-то старого надрыва, скорее всего, будет нечего прочесть. Возможно. Вместе с тем автор не должен вызывать у публики привыкание. Творческий рост и развитие необходимы, прежде всего, для аудитории, которая так же растет. У Полозковой же есть удивительная особенность: она меняется, оставаясь собой.


Как все дети, росшие без отцов, мы хотим игрушек и леденцов, 

Одеваться празднично, чтоб рубцов и не замечали. 

Только нет на свете того пути, где нам вечно нет еще двадцати, 

Всего спросу — радовать и цвести, как всегда вначале.


Многие тексты Веры посвящены отношениям. Они написаны изящно и тонко, в них почти никогда нет прямого обращения – никаких имен и зацепок. Всё самое ценное – в подтексте и умении читать между строк:


Теми губами, что душат сейчас бессчетную сигарету, 

Ты умел еще улыбаться и подпевать. 

Я же и так спустя полчаса уеду, 

А ты останешься мять запястья и допивать. 

Я же и так умею справляться с болью, 

Хоть и приходится пореветь, к своему стыду. 

С кем ты воюешь, мальчик мой, не с собой ли? 

Не с собой ли самим, ныряющим в пустоту.


В творчестве Веры появился и цикл стихов об Индии. Частые и продолжительные поездки в эту страну, осознание там себя, поиск внутренней свободы, новые впечатления – всё это теперь в новой «индийской теме»:


Обнаружить через неделю, как выцветают в тебе индийские сари, 

дети, рассветы, шуточки, города,

Как ни остается от них ни камушка, ни следа, -

Только ведь моя Индия из меня не денется никуда.

Моя Индия не закончится никогда.




В рамках выступления состоялась презентация дебютного клипа на композицию «Вечерняя» с двойного альбома Полозковой «Знак не/равенства». Клип, который снял Сергей Сараханов, стал второй совместной работой фотографа и поэтессы. Первым проектом был фильм-портрет, снятый в  2011 году в Киеве,  где Сараханов выступил в роли режиссера и оператора. 


Вот как сама Вера отзывается о нем: «Есть такой прекрасный мальчик, который, в общем, совсем не мальчиком выглядит – очень взрослый, состоявшийся, зрелый человек. И тебя охватывает дикое недоумение, на самом деле, когда ты узнаешь, сколько ему лет. Потому что он младше тебя, тебе неловко из-за этого, тебе хочется у него поучиться». 


Сергею, действительно, всего 24 года. Но вопреки возрасту, его работы наполнены глубоким смыслом, жизненной философией, правильным пониманием своего героя. Из Питера Сараханов переехал жить в Киев, где и был снят клип «Вечерняя». 


И он говорит ей: «С чего мне начать, ответь, - я куплю нам хлеба, сниму нам клеть, 

не бросай меня одного взрослеть, это хуже ада. 

Я играю блюз и ношу серьгу, я не знаю, что для тебя смогу, 

но мне гнусно быть у тебя в долгу, да и ты не рада». 


Прекрасная пара в кадре – отнюдь не актеры. Евгения Драч и Геннадий Новиков никогда нигде не снимались. Их главное преимущество в том, что они, действительно, вместе. Пожалуй, именно поэтому видео получилось столь тёплым и душевным. 


И она говорит ему: «И в лесу, у цыгана с узким кольцом в носу, 

я тебя от времени не спасу, мы его там встретим. 

Я умею верить и обнимать, только я не буду тебя, как мать, 

опекать, оправдывать, поднимать - я здесь не за этим.

 

Выступление в клубе China-Town было последним накануне продолжительного молчания Полозковой. В кульминационный, казалось бы, момент поэтесса решила взять паузу. Она отправляется в длительное путешествие по Непалу, Шри-Ланке, Индии, где ей предстоит пройти десятидневный курс медитации с условием полного молчания. Вот как она сама комментирует свою задумку: 


«По-другому я не могу, у всего должно быть дыхание и ритм, нельзя несколько лет подряд только больше и больше брать на себя ответственности. Мы выпустили итоговый спектакль в Политехническом, итоговую пластинку сделали с Леной Грачевой, книгу за четыре года собрали с Сашей Гавриловым, и мне больше нечего рассказать. Я сильно устала. Пришло время заняться совсем другими вещами, которые все откладываются и откладываются. В 2013 году мы вряд ли увидимся».




Думаю, что молчание Веры позволит поклонникам распробовать новый альбом, вдоволь насладиться им, переосмыслить раннее, вспомнить забытое. Вообще, надо сказать, что Полозкова - одна из тех, кто совершает творческую революцию. Многие сравнивают её с Ахматовой, Цветаевой и гордятся тем, что живут с ней в одно время. Полозкова - это отличный пример того, каких результатов можно достичь, ломая стереотипы, но оставаясь, при этом, верным самому себе. 



Ольга Абакумова

Фотограф - Мария Мельникова


Материал опубликован на портале Musecube, 12.01.2013



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ - Вера Полозкова: «Срока давности нет только у благодарности и печали»